Случайно наткнулся на картинку Миши Рихтера (Нью Йоркер), чем-то напомнившую мне
знаменитый квадрат Теслера:
Ну а здесь картинка Олега:
Прием как-бы один: герой после некоторых раздумий уходит из плоскости рисунка в третье
измерение. Налицо и различия: у Рихтера персонаж отправляется в свое путешествие из вполне
реальной художественной галереи, у Теслера - из формального абстрактного пространства.
Разные мотивации у обоих человечков: первый покидает плоский мир благодаря случайно
подвернувшейся возможности, им движет любопытство или некая тайная цель. Второй уходит
вглубь бумажного листа от отчаянья, испробовав все остальные способы для побега.
Я не пытался датировать рисунки, хотя наверное это можно было бы сделать.
Обоих художников уже нет на свете, и любого рода приоритеты им наверное
уже не интересны. По времени их творчество пересекалось: Рихтер начал печататься
в Нью Йоркере с 1942-го года. До своей смерти в 90 лет (2001) он напечатал в журнале
около 1500 карикатур. Теслер начал печататься в Смене в 1965-м, и свою последнюю
картинку нарисовал в 1995-м.
Очевидно, что карикатур с персонажем, залезающим в картину, зеркало, телевизор и пр.
существовало невиданное множество. В Мишином рисунке Любитель Искусства не просто
залезает в рамку, чтобы банально насладиться пейзажем или натюрмортом. Это скорее Уход
в неизвестное нам Нечто, намерения и цель героя покрыты тайной.
У Олега - великолепная формула человеческих страданий, борьбы и победы.
У Рихтера - гэг карикатура, у Теслера - символическая, проблемная карикатура.
Википедия о Мише Рихтере:
http://en.wikipedia.org/wiki/Mischa_Richter
Википедия об Олеге Теслере:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D2%E5%F1% ... E%E2%E8%F7