Юрий Акопян » Пт апр 27, 2012 4:45 am
Хотел вспомнить, откуда у меня знания о провокаторах, но не вспомнил. Уточню только то, что воинский аспект провокации был актуален в Древней Греции, в Риме же преобладал юридический аспект.
Древнегреческий провокатор-воин шел впереди войска и своим примером пробуждал мужество в сердцах воинов. Не так было в окружающем мире. Плутарх рассказывал, что, когда Ксекс вторгся в Грецию, персидские командиры гнали свое войско в бой кнутами. Не напоминает ли это наши заградотряды?
В Римской республике провокация это право апелляции в уголовных делах к народу гражданина, осужденного магистратом, даже и диктатором. Как если бы гражданин Мохнаткин провокационно апеллировал бы к народу на противоправное его осуждение каким-то срано-басманным судом и народ бы эту апелляцию удовлетворил. а не сомнительный президент миловал невиновного. Невиновных не милуют, а оправдывают. Но это я отвлекся.
В императорском Риме право апелляции уже перешло к императором.
Когда же появилось отрицательное значение у этого слова, мне не известно. Но интересно было бы знать. Однако и сегодня у этого слова не однозначно негативный смысл, ведь не осуждающе же говорят о, например, художественной провокации.
А то, что ни провокатор, то козел или поп Гапон. Надо помнить, что это всего лишь побуждение к чему-либо, а к добру или злу, в пользу или во вред это уже момент квалификации. Чаплин одно (спустить с пусей по-шариатски шкуру) говорит, а Кураев другое (медовухой напоить), юридические эксперты говорят одно (не за что их судить), в суд - другое. Итд, итп.
Если тебе трудно превзойти Фу Си, ты можешь по крайней мере стать товарищем Цзи Кана и Жуань Цзи.
Лягушка хоть и прыгуча, а из корзины не выпрыгнет.