13 карикатур, которые потрясли мир искусства и политики

Что такое политическая карикатура? Каковы ее опознавательные признаки? Какой она должна быть - суровой, беспощадной, легкомысленной, партийной, умной, глупой, комплиментарной, убийственной, самоубийственной? Нужна ли она, или лучше претендовать на лавры мыслителя, тяжеловеса по подъему глобальных проблем?

Модераторы: Andrey Feldshteyn, Василий Александров

13 карикатур, которые потрясли мир искусства и политики

Сообщение Andrey Feldshteyn » Ср авг 07, 2013 2:57 pm

Работая редактором журналов "The New York Times Magazine" и "The Nation", Виктор Навасский
досконально изучил изменчивую природу карикатуры. Он, как никто другой, осознавал, как
взрывоопасна, провокационна, чревата мятежами и потерей человеческих жизней, может быть
простая картинка, напечатанная на газетной странице.

В своей новой книге Навасский предлагает читателям работы признанных мастеров карикатуры, среди них: George Grosz,
David Levine, Herblock, Honoré Daumier, Ralph Steadman и многих других.

Итак, "13 карикатур, которые потрясли мир искусства и политики", из книги Виктора Навасского
"Искусство полемики: политические карикатуры и их неизменная ценность".
("The Art of Controversy. Political Cartoons and Their Enduring Power").


Изображение
Так в 2006-м году карикатурист Plantu из Le Monde прокомментировал знаменитый скандал с датскими
карикатурами. На рисунке художник снова и снова пишет: "Я не должен рисовать Мухаммеда".


Изображение
"Маленький Адольф Гитлер примеряет остроконечные усы."
В тридцатые годы Дэвид Лоу регулярно высмеивал Гитлера на страницах "London Evening Standard".
Он писал: "Ни один диктатор не обратит внимание на карикатуру, изображающим его чудовищем, покрытым
кровью и грязью. Но он точно не захочет увидеть напечатанным рисунок, представляющий его
совершенным идиотом."


Изображение
Наполеон Бонапарт утверждал, что английский карикатурист Джеймс Гилрэй нанес ему больше вреда, чем все армии
Европы, взятые вместе.
Карикатура 1803-го года называется: "Маниакальный бред, или Маленький Худышка в ярости".


Изображение
Вильям Хогарт, создавший эту гравюру в 1751-м году, считается отцом современной карикатуры.
"Лондон в начале 18-го столетия был вполне демократическим, милосердным и обходительным, аристократическим,
буржуазным и интеллектуальным. Но Хогарт, кто ребенком испытал все прелести жизни в тюрьме на Флит Стрит
(он жил там вместе с отцом-банкротом), знал другой Лондон - низкий, подлый, зловонный и вульгарный" - пишет
Навасский.


Изображение
Многие рассматривают Леонардо Да Винчи как первого в истории шаржиста.
Карикатура "Пять голов" (“Five Grotesques”) была создана в 1490-м году.
Историк искусств Вернер Хофман называл шаржи Да Винчи "крайней в своей логике экстраполяцией реализма".


Изображение
Карикатуры Томаса Наста, критиковавшие "Босса" Твида, не только помогли отстранить его от должности, но и
засадить в тюрьму. Служащие испанской таможни арестовали Твида, узнав его по публикациям Наста.
(Вильгельм Твид был "боссом" избирательной машины демократической партии в 1858 году. На пике своей карьеры
он занимал пост сенатора штата Нью Йорк, был директором Erie Railroad, Tenth National Bank, the New-York Printing Company. А.Ф.)
Карикатура "Кто украл народные деньги?" была впервые напечатана в 1871-м году.


Изображение
Рисунки Томаса Наста для Harper’s Magazine и для книги, озаглавленной: "Thomas Nast’s Christmas Drawings for the
Human Race" во многом сформировали образ современного Санта Клауса.


Изображение
- Джо, вчерась ты спас мне жизнь, и я поклялся отплатить тебе сполна. Вот моя последняя пара сухих носков.
1944 г.
Билл Модлин совсем еще молодым парнем разъезжал на генеральской машине по фронтам Второй Мировой
и рисовал, рисовал, рисовал... Потому, что такая уж у него была служба. Из под его пера родилась замечательная
парочка - Вилли и Джо, простые ребята-пехотинцы, вдоволь насытившиеся радостями фронтовой жизни.
(Билл, по-моему, - совершенно уникальный художник. Нигде еще я не видел карикатур, сделанных во время войны,
где высмеиваются представители своей стороны. Военная карикатура - вообще сплошная пропаганда, но только не
у Билла Молдина. Его рисунки пользовались невероятной популярностью. А.Ф.)


Изображение
"Кто может когда-нибудь забыть этого хилого, сутулого жулика с задранным носом, сердитым оскалом и
тенями под глазами?" - комментирует Навасский портрет Никсона в исполнении Херблока.
Герберт Блок озаглавил свой рисунок 1954-го года: "А вот и он!"


Изображение
Карикатура Ральфа Стедмана "Richard M. Nixon" взята из книги Хантера Томпсона, посвященной президентской
кампании 1972-го года. Стедман как-то сказал Навасскому, что мессадж в карикатуре часто важнее стиля, в котором
она исполнена.


Изображение
Карикатура Давида Левина "Screwing the World," изображающая Генри Киссинджера, была опубликована в
"The Nation magazine" в 1984 году. Только многозначность английского глагола "screw" несколько смягчает
очевидный смысл подписи: "Трахая мир".
Навасский вспоминает: "За 30 лет работы редактором, а затем и владельцем журнала, это был единственный случай,
когда сотрудники издания пришли ко мне с требованием изъять рисунок из номера".


Изображение
Франсис Джеттер (Frances Jetter) - одна из немногих женщин среди политических карикатуристов.
Ее карикатура "Республиканская Платформа Против Выбора" взята из ее книги "Годы Рейгана и Буша" 1992-го года.
(Под "Выбором" подразумевается право женщин на выбор - делать или не делать аборт. А.Ф.).
Рисунок выполнен как гравюра на дереве.


Изображение
Своей обложкой художник Барри Блитт (Barry Blitt) попробовал ответить на распространенные среди правых
предубеждения против Обамы (среди которых - утверждения, что он не христианин, и не совсем американец. А.Ф).
Шутка не совсем удалась: редактору Ньюйоркера Дэвиду Ремнику даже пришлось встать на защиту карикатуриста и
публично объяснить, что эта карикатура не направлена против президента.
Навасский предупреждает, что незапланируемая автором реакция часто является следствием сбивающей с толку
смеси из сатиры и шаржа.

Источник: http://www.pbs.org/newshour/multimedia/ ... ntroversy/
Andrey Feldshteyn
http://www.cartoonblues.com
Аватара пользователя
Andrey Feldshteyn
 
Сообщения: 11254
Зарегистрирован: Вт июл 04, 2006 12:45 pm
Откуда: Minneapolis, USA

Re: 13 карикатур, которые потрясли мир искусства и политики

Сообщение Юрий Акопян » Ср авг 07, 2013 3:08 pm

Некоторые считают (Эрнст Гомбрих, кажется в их числе), что физиономии Леонардо не карикатуры, а просто физиогномические зарисовки уродливых людей (что-то вроде знаменитого фотографического альбома Феллини, представляющего собой собрание разных типов людей). То есть никакого сатирического задания в этих рисунках нет. Карикатура - это отношение, а какое может быть отношение к неизвестным людям вне всякой определенной ситуации? Что тут может быть объектом осмеивания? Ведь уродливый человек может быть умным, добрым, трудолюбивым, чадолюбивым итд.
Если тебе трудно превзойти Фу Си, ты можешь по крайней мере стать товарищем Цзи Кана и Жуань Цзи.

Лягушка хоть и прыгуча, а из корзины не выпрыгнет.
Аватара пользователя
Юрий Акопян
 
Сообщения: 12775
Зарегистрирован: Пт фев 23, 2007 5:36 pm
Откуда: Москва

Re: 13 карикатур, которые потрясли мир искусства и политики

Сообщение Andrey Feldshteyn » Ср авг 07, 2013 3:30 pm

Конечно, существуют врожденные физические недостатки, не радующие глаз. Но очевидно и другое: пороки
иногда вылезают наружу в виде уродств того или иного сорта. Связь эта не однозначная, но не будь ее,
мы бы никогда не услышали бы имя Ломброзо.

Не знаю, кто (сам ли Леонардо?) присвоил приведенному рисунку название “Five Grotesques”, но человек
их назвавший точно видел гротескную (читай сатирическую) природу этих изображений.
Andrey Feldshteyn
http://www.cartoonblues.com
Аватара пользователя
Andrey Feldshteyn
 
Сообщения: 11254
Зарегистрирован: Вт июл 04, 2006 12:45 pm
Откуда: Minneapolis, USA

Re: 13 карикатур, которые потрясли мир искусства и политики

Сообщение Юрий Акопян » Ср авг 07, 2013 3:49 pm

Собственно карикатура (понятие и слово) появилось позже, не говоря уже о Ламброзо с его сомнительными проекциями.
Что думал Леонардо о своих натурщиках, ибо вряд ли это были фантазийные лики, мы не знаем. Если эти рисунки назвал пятью гротесками не сам Леонардо, то и говорить тут не о чем. Мало ли кто задним числом чего-нибудь ни напридумывает.
Если тебе трудно превзойти Фу Си, ты можешь по крайней мере стать товарищем Цзи Кана и Жуань Цзи.

Лягушка хоть и прыгуча, а из корзины не выпрыгнет.
Аватара пользователя
Юрий Акопян
 
Сообщения: 12775
Зарегистрирован: Пт фев 23, 2007 5:36 pm
Откуда: Москва

Re: 13 карикатур, которые потрясли мир искусства и политики

Сообщение ales » Чт авг 08, 2013 2:41 am

Спасибо, Андрей. Отличное чтение.
(а последняя обложка точно ли авторства Bob Staake? Больно не похоже на его манеру)
Аватара пользователя
ales
 
Сообщения: 2080
Зарегистрирован: Пн сен 04, 2006 10:42 am
Откуда: Санкт-Петербург

Re: 13 карикатур, которые потрясли мир искусства и политики

Сообщение Юрий Акопян » Чт авг 08, 2013 3:51 am

Разумеется это не Боб Стааке, а Барри Блитт.

Андрей просто оговорился, он уже воспроизводил на форуме эту обложку в связи с вызванным ею в свое время политическим скандалом.
Если тебе трудно превзойти Фу Си, ты можешь по крайней мере стать товарищем Цзи Кана и Жуань Цзи.

Лягушка хоть и прыгуча, а из корзины не выпрыгнет.
Аватара пользователя
Юрий Акопян
 
Сообщения: 12775
Зарегистрирован: Пт фев 23, 2007 5:36 pm
Откуда: Москва

Re: 13 карикатур, которые потрясли мир искусства и политики

Сообщение Andrey Feldshteyn » Чт авг 08, 2013 8:30 am

Спасибо Игорь и Юра! Действительно, Барри Блитт. Исправил оригинальный пост.
Просто не могу понять, откуда Боб взялся. Нигде под рукой его не было...
Когда-то выставлялся у Стааке на сайте и должен был бы помнить его супрематистскую манеру.
Andrey Feldshteyn
http://www.cartoonblues.com
Аватара пользователя
Andrey Feldshteyn
 
Сообщения: 11254
Зарегистрирован: Вт июл 04, 2006 12:45 pm
Откуда: Minneapolis, USA


Вернуться в Политическая карикатура

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


cron