13 карикатур, которые потрясли мир искусства и политики
Добавлено: Ср авг 07, 2013 2:57 pm
Работая редактором журналов "The New York Times Magazine" и "The Nation", Виктор Навасский
досконально изучил изменчивую природу карикатуры. Он, как никто другой, осознавал, как
взрывоопасна, провокационна, чревата мятежами и потерей человеческих жизней, может быть
простая картинка, напечатанная на газетной странице.
В своей новой книге Навасский предлагает читателям работы признанных мастеров карикатуры, среди них: George Grosz,
David Levine, Herblock, Honoré Daumier, Ralph Steadman и многих других.
Итак, "13 карикатур, которые потрясли мир искусства и политики", из книги Виктора Навасского
"Искусство полемики: политические карикатуры и их неизменная ценность".
("The Art of Controversy. Political Cartoons and Their Enduring Power").
Так в 2006-м году карикатурист Plantu из Le Monde прокомментировал знаменитый скандал с датскими
карикатурами. На рисунке художник снова и снова пишет: "Я не должен рисовать Мухаммеда".
"Маленький Адольф Гитлер примеряет остроконечные усы."
В тридцатые годы Дэвид Лоу регулярно высмеивал Гитлера на страницах "London Evening Standard".
Он писал: "Ни один диктатор не обратит внимание на карикатуру, изображающим его чудовищем, покрытым
кровью и грязью. Но он точно не захочет увидеть напечатанным рисунок, представляющий его
совершенным идиотом."
Наполеон Бонапарт утверждал, что английский карикатурист Джеймс Гилрэй нанес ему больше вреда, чем все армии
Европы, взятые вместе.
Карикатура 1803-го года называется: "Маниакальный бред, или Маленький Худышка в ярости".
Вильям Хогарт, создавший эту гравюру в 1751-м году, считается отцом современной карикатуры.
"Лондон в начале 18-го столетия был вполне демократическим, милосердным и обходительным, аристократическим,
буржуазным и интеллектуальным. Но Хогарт, кто ребенком испытал все прелести жизни в тюрьме на Флит Стрит
(он жил там вместе с отцом-банкротом), знал другой Лондон - низкий, подлый, зловонный и вульгарный" - пишет
Навасский.
Многие рассматривают Леонардо Да Винчи как первого в истории шаржиста.
Карикатура "Пять голов" (“Five Grotesques”) была создана в 1490-м году.
Историк искусств Вернер Хофман называл шаржи Да Винчи "крайней в своей логике экстраполяцией реализма".
Карикатуры Томаса Наста, критиковавшие "Босса" Твида, не только помогли отстранить его от должности, но и
засадить в тюрьму. Служащие испанской таможни арестовали Твида, узнав его по публикациям Наста.
(Вильгельм Твид был "боссом" избирательной машины демократической партии в 1858 году. На пике своей карьеры
он занимал пост сенатора штата Нью Йорк, был директором Erie Railroad, Tenth National Bank, the New-York Printing Company. А.Ф.)
Карикатура "Кто украл народные деньги?" была впервые напечатана в 1871-м году.
Рисунки Томаса Наста для Harper’s Magazine и для книги, озаглавленной: "Thomas Nast’s Christmas Drawings for the
Human Race" во многом сформировали образ современного Санта Клауса.
- Джо, вчерась ты спас мне жизнь, и я поклялся отплатить тебе сполна. Вот моя последняя пара сухих носков.
1944 г.
Билл Модлин совсем еще молодым парнем разъезжал на генеральской машине по фронтам Второй Мировой
и рисовал, рисовал, рисовал... Потому, что такая уж у него была служба. Из под его пера родилась замечательная
парочка - Вилли и Джо, простые ребята-пехотинцы, вдоволь насытившиеся радостями фронтовой жизни.
(Билл, по-моему, - совершенно уникальный художник. Нигде еще я не видел карикатур, сделанных во время войны,
где высмеиваются представители своей стороны. Военная карикатура - вообще сплошная пропаганда, но только не
у Билла Молдина. Его рисунки пользовались невероятной популярностью. А.Ф.)
"Кто может когда-нибудь забыть этого хилого, сутулого жулика с задранным носом, сердитым оскалом и
тенями под глазами?" - комментирует Навасский портрет Никсона в исполнении Херблока.
Герберт Блок озаглавил свой рисунок 1954-го года: "А вот и он!"
Карикатура Ральфа Стедмана "Richard M. Nixon" взята из книги Хантера Томпсона, посвященной президентской
кампании 1972-го года. Стедман как-то сказал Навасскому, что мессадж в карикатуре часто важнее стиля, в котором
она исполнена.
Карикатура Давида Левина "Screwing the World," изображающая Генри Киссинджера, была опубликована в
"The Nation magazine" в 1984 году. Только многозначность английского глагола "screw" несколько смягчает
очевидный смысл подписи: "Трахая мир".
Навасский вспоминает: "За 30 лет работы редактором, а затем и владельцем журнала, это был единственный случай,
когда сотрудники издания пришли ко мне с требованием изъять рисунок из номера".
Франсис Джеттер (Frances Jetter) - одна из немногих женщин среди политических карикатуристов.
Ее карикатура "Республиканская Платформа Против Выбора" взята из ее книги "Годы Рейгана и Буша" 1992-го года.
(Под "Выбором" подразумевается право женщин на выбор - делать или не делать аборт. А.Ф.).
Рисунок выполнен как гравюра на дереве.
Своей обложкой художник Барри Блитт (Barry Blitt) попробовал ответить на распространенные среди правых
предубеждения против Обамы (среди которых - утверждения, что он не христианин, и не совсем американец. А.Ф).
Шутка не совсем удалась: редактору Ньюйоркера Дэвиду Ремнику даже пришлось встать на защиту карикатуриста и
публично объяснить, что эта карикатура не направлена против президента.
Навасский предупреждает, что незапланируемая автором реакция часто является следствием сбивающей с толку
смеси из сатиры и шаржа.
Источник: http://www.pbs.org/newshour/multimedia/ ... ntroversy/
досконально изучил изменчивую природу карикатуры. Он, как никто другой, осознавал, как
взрывоопасна, провокационна, чревата мятежами и потерей человеческих жизней, может быть
простая картинка, напечатанная на газетной странице.
В своей новой книге Навасский предлагает читателям работы признанных мастеров карикатуры, среди них: George Grosz,
David Levine, Herblock, Honoré Daumier, Ralph Steadman и многих других.
Итак, "13 карикатур, которые потрясли мир искусства и политики", из книги Виктора Навасского
"Искусство полемики: политические карикатуры и их неизменная ценность".
("The Art of Controversy. Political Cartoons and Their Enduring Power").
Так в 2006-м году карикатурист Plantu из Le Monde прокомментировал знаменитый скандал с датскими
карикатурами. На рисунке художник снова и снова пишет: "Я не должен рисовать Мухаммеда".
"Маленький Адольф Гитлер примеряет остроконечные усы."
В тридцатые годы Дэвид Лоу регулярно высмеивал Гитлера на страницах "London Evening Standard".
Он писал: "Ни один диктатор не обратит внимание на карикатуру, изображающим его чудовищем, покрытым
кровью и грязью. Но он точно не захочет увидеть напечатанным рисунок, представляющий его
совершенным идиотом."
Наполеон Бонапарт утверждал, что английский карикатурист Джеймс Гилрэй нанес ему больше вреда, чем все армии
Европы, взятые вместе.
Карикатура 1803-го года называется: "Маниакальный бред, или Маленький Худышка в ярости".
Вильям Хогарт, создавший эту гравюру в 1751-м году, считается отцом современной карикатуры.
"Лондон в начале 18-го столетия был вполне демократическим, милосердным и обходительным, аристократическим,
буржуазным и интеллектуальным. Но Хогарт, кто ребенком испытал все прелести жизни в тюрьме на Флит Стрит
(он жил там вместе с отцом-банкротом), знал другой Лондон - низкий, подлый, зловонный и вульгарный" - пишет
Навасский.
Многие рассматривают Леонардо Да Винчи как первого в истории шаржиста.
Карикатура "Пять голов" (“Five Grotesques”) была создана в 1490-м году.
Историк искусств Вернер Хофман называл шаржи Да Винчи "крайней в своей логике экстраполяцией реализма".
Карикатуры Томаса Наста, критиковавшие "Босса" Твида, не только помогли отстранить его от должности, но и
засадить в тюрьму. Служащие испанской таможни арестовали Твида, узнав его по публикациям Наста.
(Вильгельм Твид был "боссом" избирательной машины демократической партии в 1858 году. На пике своей карьеры
он занимал пост сенатора штата Нью Йорк, был директором Erie Railroad, Tenth National Bank, the New-York Printing Company. А.Ф.)
Карикатура "Кто украл народные деньги?" была впервые напечатана в 1871-м году.
Рисунки Томаса Наста для Harper’s Magazine и для книги, озаглавленной: "Thomas Nast’s Christmas Drawings for the
Human Race" во многом сформировали образ современного Санта Клауса.
- Джо, вчерась ты спас мне жизнь, и я поклялся отплатить тебе сполна. Вот моя последняя пара сухих носков.
1944 г.
Билл Модлин совсем еще молодым парнем разъезжал на генеральской машине по фронтам Второй Мировой
и рисовал, рисовал, рисовал... Потому, что такая уж у него была служба. Из под его пера родилась замечательная
парочка - Вилли и Джо, простые ребята-пехотинцы, вдоволь насытившиеся радостями фронтовой жизни.
(Билл, по-моему, - совершенно уникальный художник. Нигде еще я не видел карикатур, сделанных во время войны,
где высмеиваются представители своей стороны. Военная карикатура - вообще сплошная пропаганда, но только не
у Билла Молдина. Его рисунки пользовались невероятной популярностью. А.Ф.)
"Кто может когда-нибудь забыть этого хилого, сутулого жулика с задранным носом, сердитым оскалом и
тенями под глазами?" - комментирует Навасский портрет Никсона в исполнении Херблока.
Герберт Блок озаглавил свой рисунок 1954-го года: "А вот и он!"
Карикатура Ральфа Стедмана "Richard M. Nixon" взята из книги Хантера Томпсона, посвященной президентской
кампании 1972-го года. Стедман как-то сказал Навасскому, что мессадж в карикатуре часто важнее стиля, в котором
она исполнена.
Карикатура Давида Левина "Screwing the World," изображающая Генри Киссинджера, была опубликована в
"The Nation magazine" в 1984 году. Только многозначность английского глагола "screw" несколько смягчает
очевидный смысл подписи: "Трахая мир".
Навасский вспоминает: "За 30 лет работы редактором, а затем и владельцем журнала, это был единственный случай,
когда сотрудники издания пришли ко мне с требованием изъять рисунок из номера".
Франсис Джеттер (Frances Jetter) - одна из немногих женщин среди политических карикатуристов.
Ее карикатура "Республиканская Платформа Против Выбора" взята из ее книги "Годы Рейгана и Буша" 1992-го года.
(Под "Выбором" подразумевается право женщин на выбор - делать или не делать аборт. А.Ф.).
Рисунок выполнен как гравюра на дереве.
Своей обложкой художник Барри Блитт (Barry Blitt) попробовал ответить на распространенные среди правых
предубеждения против Обамы (среди которых - утверждения, что он не христианин, и не совсем американец. А.Ф).
Шутка не совсем удалась: редактору Ньюйоркера Дэвиду Ремнику даже пришлось встать на защиту карикатуриста и
публично объяснить, что эта карикатура не направлена против президента.
Навасский предупреждает, что незапланируемая автором реакция часто является следствием сбивающей с толку
смеси из сатиры и шаржа.
Источник: http://www.pbs.org/newshour/multimedia/ ... ntroversy/