Речь шла о мировых стилистических направлениях и их лидерах (Шаваль в моем списке м.б. даже и лишний, если подходить предельно строго).
А замечательных карикатуристов, достойных подражания, много.
При этом некоторые индивидуальные системы, не знаю, замкнутые, что ли. Вот, например, великий стилист Анджей Чечот даже, кажется, в Польше практически не имеет последователей. У нас такой новатор письма, как Константин Ротов, тоже не имел учеников-последователей.
Честно говоря, я не очень понял, что именно имел в виду Пярн, говоря об отсутствии стиля у Тюнина, ведь он видел тоже самое, что и поляки, назвавшие манеру Сергея породистой? Возможно речь шла о некоем универсализме линии, когда она может говорить сама за себя, то есть нести собой значение, быть образной до образа, быть смысловой до вкладывания смысла.
Мне кажется, что при всей своей выразительности, точности и индивидуальной характерности линия Тюнина имеет все же больше прикладной характер. Она предназначена для. Ей одной будет, наверное, скучно.
Следует признать, что такая стилистическая работа по выработке остро-характерного и одновременно универсального типа рисунка не присуща для наших карикатуристов.
Одно из редких исключений - Тишков. Но у него слишком сильные эволюционные разрывы - между ранним Тишковым и поздним практически ничего нет общего, в то время как Стейнберг образца 50-х гг. легко узнаваем в Стейнберге 90-х.
Наверное, в таких сменах типов рисунка, как у Тишкова, в принципе ничего плохого и нет, вон, Пикассо менял стили, как печатки, на протяжении всей своей долгой творческий жизни. Однако у Тишкова каждый этап остается каким-то подчас незавершенным, недосказанным, не исчерпанным, не выработанным до конца. А жаль.
Совсем другой случай Боск, который стилистически не только не экспериментировал, но и вообще не эволюционировал, словно родился в своей графической рубашке, так и проносив ее, не снимая, всю свою творческую жизнь. Его универсализм имеет какую-то другую природу - стиль рисунка здесь как-то по особому спаян с мыслью и мировоззрением, составляя вместе некое нераздельное и неизменяемое человеческое целое.
Возвращаясь к Пярну, хотел бы сказать, не пытаясь его как-либо принизить или критиковать, ибо высоко ценю, что стиль его выведен путем скрещивания, а это другой тип породы, чем Тюнин.