Сол Стейнберг

Классические карикатуры, ставшие вехами в развитии жанра.

Сообщение Юрий Акопян » Вт фев 10, 2009 12:28 pm

Речь шла о мировых стилистических направлениях и их лидерах (Шаваль в моем списке м.б. даже и лишний, если подходить предельно строго).
А замечательных карикатуристов, достойных подражания, много.
При этом некоторые индивидуальные системы, не знаю, замкнутые, что ли. Вот, например, великий стилист Анджей Чечот даже, кажется, в Польше практически не имеет последователей. У нас такой новатор письма, как Константин Ротов, тоже не имел учеников-последователей.
Честно говоря, я не очень понял, что именно имел в виду Пярн, говоря об отсутствии стиля у Тюнина, ведь он видел тоже самое, что и поляки, назвавшие манеру Сергея породистой? Возможно речь шла о некоем универсализме линии, когда она может говорить сама за себя, то есть нести собой значение, быть образной до образа, быть смысловой до вкладывания смысла.
Мне кажется, что при всей своей выразительности, точности и индивидуальной характерности линия Тюнина имеет все же больше прикладной характер. Она предназначена для. Ей одной будет, наверное, скучно. :)
Следует признать, что такая стилистическая работа по выработке остро-характерного и одновременно универсального типа рисунка не присуща для наших карикатуристов.
Одно из редких исключений - Тишков. Но у него слишком сильные эволюционные разрывы - между ранним Тишковым и поздним практически ничего нет общего, в то время как Стейнберг образца 50-х гг. легко узнаваем в Стейнберге 90-х.
Наверное, в таких сменах типов рисунка, как у Тишкова, в принципе ничего плохого и нет, вон, Пикассо менял стили, как печатки, на протяжении всей своей долгой творческий жизни. Однако у Тишкова каждый этап остается каким-то подчас незавершенным, недосказанным, не исчерпанным, не выработанным до конца. А жаль.
Совсем другой случай Боск, который стилистически не только не экспериментировал, но и вообще не эволюционировал, словно родился в своей графической рубашке, так и проносив ее, не снимая, всю свою творческую жизнь. Его универсализм имеет какую-то другую природу - стиль рисунка здесь как-то по особому спаян с мыслью и мировоззрением, составляя вместе некое нераздельное и неизменяемое человеческое целое.
Возвращаясь к Пярну, хотел бы сказать, не пытаясь его как-либо принизить или критиковать, ибо высоко ценю, что стиль его выведен путем скрещивания, а это другой тип породы, чем Тюнин.
Если тебе трудно превзойти Фу Си, ты можешь по крайней мере стать товарищем Цзи Кана и Жуань Цзи.

Лягушка хоть и прыгуча, а из корзины не выпрыгнет.
Аватара пользователя
Юрий Акопян
 
Сообщения: 12910
Зарегистрирован: Пт фев 23, 2007 5:36 pm
Откуда: Москва

Сообщение Юрий Акопян » Вт фев 10, 2009 1:31 pm

Однажды Златковский, кажется при этом бухой, взял лист коричневой типа упаковочной бумаги (м.б 50х25) и размашисто поставил на нее свою монументальную по размерам подпись (фамилию) в центре и не менее размашисто обштриховал, обзигзагил, оборнаментил, обкаллиграфил композицию, частью прямо по подписи, а больше вокруг и, даже, кажется, наставил клякс. Получившееся подарил мне. Мне же получившееся очень и очень понравилось, мне даже представляется, что в этой спонтанной импровизации больше Златковского, больше самовыражения, чем в иной его тщательно прорисованной, станковой, если позволительно так выразиться, работе.

Не сердись, Миша, сам не знаю, что я говорю.

Понаставил тут "кажется" и "м.б." и, как это ни печально, не зря. Рисунок этот я уже тысячу лет не видел. Боюсь, что он пропал во время этих наших катаклизматических переездах. Но я его все же еще поищу.

А мемуарчик этот я написал в рамках обсуждаемой темы.
Если тебе трудно превзойти Фу Си, ты можешь по крайней мере стать товарищем Цзи Кана и Жуань Цзи.

Лягушка хоть и прыгуча, а из корзины не выпрыгнет.
Аватара пользователя
Юрий Акопян
 
Сообщения: 12910
Зарегистрирован: Пт фев 23, 2007 5:36 pm
Откуда: Москва

Сообщение Василий Александров » Вт фев 10, 2009 1:44 pm

Юрий Акопян писал(а):Однажды Златковский, кажется при этом бухой

В этой фразе ты зря, мне кажется, поставил "кажется"...
Это единственный пункт твоего мемуарчика, который не вызывает никакого сомнения и не требует документального подтверждения. Верим!
Аватара пользователя
Василий Александров
Moderator
 
Сообщения: 15565
Зарегистрирован: Вт июл 04, 2006 4:16 pm
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение zlatkovsky » Вт фев 10, 2009 2:02 pm

Юра, спасибо.
Спасибо за память и напоминание.

К сожалению, я так за эти годы так и не смог освободиться от ...
...ответственности...
--от страха перед листом бумаги... ( я до сих пор не могу "испачкать" запасы бумаг, которые в разных местах покупал...какие то кипы мне дарили... как Тюнин свою, личную, на которой можно процарапывать еще к тому же...надо найти в своих развалах и через 30 лет вернуть ему сюрпризом)
... от...От много чего.

А как хотелось бы быть "вправду" художником...

Вот та секунда, когда я испортил лист почтового крафта своей "размашистой" подписью, наверное, и была единственной секундой той свободной ЖИЗНИ, о которой так мечталось...

Парадокс, Юра, только в том, что когда я становлюсь "свободным"-то есть "0,5 на грудь", то ничего, кроме подписи я не могу сотворить...
всем привет!
Аватара пользователя
zlatkovsky
 
Сообщения: 2973
Зарегистрирован: Чт июл 06, 2006 2:59 am
Откуда: russia

Сообщение Sergei Tunin » Вт фев 10, 2009 3:09 pm

Миша, когда в 1972 году ты рисовал для "Шпилек" свой первый
вариант земного шара, я уверен, ты ничего и никого не боялся.
У тебя возникла великолепная идея и ты должен просто донести
её людям. Это и есть самое прекрасное состояние художника,
когда безоглядно...
А Лёня Тишков как раз в самом начале сознательно подражал Боску,
потом на горизонте появился Прийт Пярн, а эту манеру потом Буркин
подхватил. Схематичность рисования очень удобна для подражания
и для искусствоведов, чтобы прослеживать влияния. А более свобод-
ные манеры становятся понятными только со временем.
А Чечот вполне определённая стилизация под наивный "сортирный"
стиль. Так рисовали пальцем ремонтные рабочие на забеленном
стекле витрин. Просто Анджей рафинировал, но главное у него мысль
и настроение мощное. А наив успешно и Андрей Бильжо применил...
Аватара пользователя
Sergei Tunin
 
Сообщения: 8662
Зарегистрирован: Вс сен 03, 2006 9:00 pm

Сообщение митя » Вт фев 10, 2009 4:37 pm

Обожаю читать ваши воспоминания.
Классно когда без выяснения отношений...
:D
митя
 
Сообщения: 1629
Зарегистрирован: Пт мар 23, 2007 4:47 am
Откуда: пермь

Сообщение Юрий Акопян » Вт фев 10, 2009 5:00 pm

А для меня один из рисунков Златковского, как некое воплощение его самости, это тоже рисунок, опубликованный в "Шпильках". Там был мужик с лотком на животе, где на продажу папиросы и окурки, а крестик на цепочке столь длинной, что он лег на этот лоток, став нечаянно тоже продажным. Честно говоря, я до сих пор не до конца понимаю этот рисунок, то есть, если меня спросят, в чем его смысл, то я скорее буду фантазировать отвечая, чем излагать постигнутое. Тем не менее он меня сильно "зацепил", особенно истовая напряженность обнаженной маскулатуры. Рисунок я видел, конечно, до знакомства с Мишей, но когда его встретил, то мысленно глядя через оптику этого, уже тогда давнего рисунка, сказал себе: да, это он.

Сергей, я тоже вспомнил в связи с темой Бильжо, но по надуманным соображениям решил не упоминать его. Какие соображения - неважно, но в любом случае они не принципиальные, а потому неуместные. Бильжо как раз пример стилевой удачной находки, весьма эффектного стилистического изобретения.
Если тебе трудно превзойти Фу Си, ты можешь по крайней мере стать товарищем Цзи Кана и Жуань Цзи.

Лягушка хоть и прыгуча, а из корзины не выпрыгнет.
Аватара пользователя
Юрий Акопян
 
Сообщения: 12910
Зарегистрирован: Пт фев 23, 2007 5:36 pm
Откуда: Москва

Сообщение Serghiy Fedko » Вт фев 10, 2009 5:21 pm

Юрий Акопян писал(а): мужик с лотком на животе, где на продажу папиросы и окурки,
а крестик на цепочке столь длинной,
что он лег на этот лоток, став нечаянно тоже продажным.

Для меня этот рисунок стал программным по жизни
Стараюсь не скурвиться
Аватара пользователя
Serghiy Fedko
 
Сообщения: 3317
Зарегистрирован: Сб авг 11, 2007 7:49 am
Откуда: Киев

Сообщение Andrey Feldshteyn » Вт фев 10, 2009 6:56 pm

Serghiy Fedko писал(а):Для меня этот рисунок стал программным по жизни
Стараюсь не скурвиться

О значимости этого рисунка для понимания возможности жанра и ощущения себя в оном наверное многие
могут сказать. Мне вот этой картинки, да еще двух-трех - других авторов, хватило для того, чтобы сорок лет уже
изводить бумагу в собственное удовольствие.

Ну и для того, чтобы разговор был предметен:

Изображение
Andrey Feldshteyn
http://www.cartoonblues.com
Аватара пользователя
Andrey Feldshteyn
 
Сообщения: 12275
Зарегистрирован: Вт июл 04, 2006 12:45 pm
Откуда: Minneapolis, USA

Сообщение Andrey Feldshteyn » Вт фев 10, 2009 7:13 pm

Нам с поляками повезло: с одной стороны - из одного лагеря, а с другой - они могли себе
позволить такое опубликовать. Кстати, до сих пор не могу понять, как Шпильки вообще могли тогда существовать...

Никакой американец с французом не поймут энергетической заряженности этой работы. Потому как это "существо"
из иного - тоталитарного мира. Им внутренние измерения такого рисунка недоступны - нет у них
опыта подобной цивилизации.

Это как взять нам и выложить на форуме карикатуры ребят из созвездия Альдебарана...
Andrey Feldshteyn
http://www.cartoonblues.com
Аватара пользователя
Andrey Feldshteyn
 
Сообщения: 12275
Зарегистрирован: Вт июл 04, 2006 12:45 pm
Откуда: Minneapolis, USA

Сообщение Sergei Tunin » Ср фев 11, 2009 1:05 am

Андрей, я бы всё-таки вспомнил работы хотя-бы Брэда Холланда...
А Роланд Топор, а Кардо(н)? Тоже не слабая энергетика проблематика
Так что западный мир не так уж беден, не принижая значения Миши З.
Аватара пользователя
Sergei Tunin
 
Сообщения: 8662
Зарегистрирован: Вс сен 03, 2006 9:00 pm

Сообщение Andrey Feldshteyn » Ср фев 11, 2009 2:09 am

Энергии наверное разные по типу. Возможно потому что Миша - национальный художник, у него
в каждом штрихе пролезает Россия, и оттого ощущение, что кожу заживо сдирают именно с тебя.

Мир Кардона, например, совершенно универсален, потому его великолепные графические метафоры
воспринимаются скорее как академическая игра ума.

В связи с Мишиными ранними работами у меня в голове несколько лет назад возник термин "тоталитарная карикатура."
Т.е. такая карикатура, где постоянно ощущение висящего над головой сапога. Где Гулаг да политическая
полиция угадывается даже без знания истории страны...

Может современный читатель Нью Йоркера ощутить этот юмор своим? Нет, конечно.
Andrey Feldshteyn
http://www.cartoonblues.com
Аватара пользователя
Andrey Feldshteyn
 
Сообщения: 12275
Зарегистрирован: Вт июл 04, 2006 12:45 pm
Откуда: Minneapolis, USA

Сообщение Sergei Tunin » Ср фев 11, 2009 2:36 am

Термин "Тоталитарная карикатура" более уместен для советского
"Крокодила" и "Правды". А Златковский - страстный создатель
антитоталитарного искусства
Аватара пользователя
Sergei Tunin
 
Сообщения: 8662
Зарегистрирован: Вс сен 03, 2006 9:00 pm

Сообщение Юрий Акопян » Ср фев 11, 2009 4:02 am

Для меня в рисунке Златковского есть некий привходящий момент, ассоциированный автобиографически. После войны (а мы одного поколения) в местах скопления людей - рынках, вокзалах итд - была масса жутковатой человеческой фауны, разнообразные калеки, кликуши, безумцы... Последние отводили тебя пацана в сторону и страстно шептали на ухо: "Ты знаешь кто я? Я - Сталин!". И я очень пугался, сначала потому что Сталин был еще жив, а потом потому что он уже был мертв. И вот для этой разнообразной изуродованной и неприкаянной массы и были характерны лотки на перевязи через шею, на которых были выставлена на продажу разная мелочь, в том числе и папиросы.
Если тебе трудно превзойти Фу Си, ты можешь по крайней мере стать товарищем Цзи Кана и Жуань Цзи.

Лягушка хоть и прыгуча, а из корзины не выпрыгнет.
Аватара пользователя
Юрий Акопян
 
Сообщения: 12910
Зарегистрирован: Пт фев 23, 2007 5:36 pm
Откуда: Москва

Сообщение Борис Эренбург » Ср фев 11, 2009 5:02 am

Andrey Feldshteyn писал(а):Никакой американец с французом не поймут энергетической заряженности этой работы. Потому как это "существо" из иного - тоталитарного мира. Им внутренние измерения такого рисунка недоступны - нет у них опыта подобной цивилизации. Это как взять нам и выложить на форуме карикатуры ребят из созвездия Альдебарана...
...потому что Миша - национальный художник, у него
в каждом штрихе пролезает Россия, и оттого ощущение, что кожу заживо сдирают именно с тебя.

Именно так!
Я тут не выдержал и показал книгу Шендевры нескольким своим коллегам из "нерусских". Отмечены экспрессия, профессионализм... и только. А насчет кожи - я вспомнил об явлении, именуемом "стигмат", когда у глубоко верующих/переживающих образуются раны в местах, символизирующих, например, мучения Христа: на лбу, на ладонях. Или стигматы Горького, когда он писал, по-моему, Клима Самгина...
У меня, когда я смотрел книгу в первый раз, сводило пальцы - ей Б-гу, не преувеличиваю... Хотел написать об этом, да постеснялся. А тут Андрей с его кожей!
С пожеланием успехов - Борис Эренбург
Best regards - Boris Erenburg
Аватара пользователя
Борис Эренбург
 
Сообщения: 8587
Зарегистрирован: Ср мар 14, 2007 1:29 am
Откуда: Israel

Пред.След.

Вернуться в Классикатура

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2